«Завтрак у Тиффани» как энциклопедия стиля
30.09.201020:17

5 октября 1961 г. состоялась премьера культового фильма по книге Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн в главной роли. На его примере легко увидеть, как «фашионизируются» произведения литературы, перенесенные на экран.

Английское слово «fashionable» выступает синонимом словам «стильный» и «модный», или, если дословно, «способный быть модным» Если применять его к искусству, то именно к кино эта способность относится напрямую – знаменитые актеры и актрисы всегда являлись примером для подражания. Из недавних фильмов, в полной мере обладающих такой способностью, на ум приходит «Алиса в Стране Чудес» Тима Бертона, из которой маркетологи выжали все, что смогли, ну а «Завтрак у Тиффани» – безусловная классика, которая активно тиражируется масс-маркетом – дама в диадеме, с котом и с мундштуком глядит на нас с футболок, сумок и футляров для карманных зеркальцев, а Одри Хепберн в образе Холли Голайтли давно является признанным эталоном стиля. Ее копируют – завуалировано или прямо.

Создателям фильма, пожалуй, удалось невозможное. Они смогли трансформировать повесть Капоте так, что из текста, который располагал к рефлексии и раздумьям о природе «вечной женственности», он превратился в альбом гламурной и вполне материальной нью-йоркской жизни. Не только безымянный рассказчик обрел имя и вместе с ним определенность, но и размытый стиль романной Холли Голайтли изменился и стал более продуманным в деталях. Блондинка с разноцветными прядями, узкое легкое черное платье, черные сандалии, жемчужное ожерелье, темные очки с диоптриями, модная в то время худоба и деревенский румянец – такой появлятся Холли в начале повести. Позже Капоте даст емкую и краткую, но очень абстрактную характеристику ее стиля – простая одежда, подобранная со вкусом, глухие серые и голубые тона, оттеняющие ее незаурядную внешность. Фильм наглядно демонстрирует «фашионизацию» текста (к сожалению, в ущерб ему), и становится своеобразной энциклопедией моды и стиля – в нем даже расстаются с эпитетом «стильно»! Для этих же целей галерея исключительно мужских портретов разбавлена дамскими виньетками, демонстрирующими красивые туалеты. А гардероб Холли Голайтли в интерпретации Одри Хепберн – пример изящной рациональности и готовый лукбук на все случаи жизни.

Опираясь на эти самые случаи и одежду, которая им соответствует, пересказать фильм очень легко. Черное платье в пол от самого Юбера де Живанши, длинные черные перчатки, нити крупного жемчуга в четыре ряда – для утренних возвращений со светских раутов. Узкое черное платье, широкополая шляпа и туфли-лодочки – для свиданий в тюрьме. Темно-синие брюки длиной 7/8, белый джемпер – для музыкальных занятий на открытом воздухе. Бледно-розовое платье-сари, длинный мундштук, похожий на рапиру – для приема гостей у себя дома. Кремовый плащ-тренч, белые туфли, платок, повязаный будто бы для поездки в открытом автомобиле – для проводов на вокзале. Черная блузка с коротким рукавом и аккуратным отложным воротничком, юбка-карандаш серого цвета из твида в елочку и объемная сумка из гобелена – для дружеских посиделок в кафе. Халат персикового цвета – для утренних гостей. Оранжевое двубортное пальто, шляпа-колониальный шлем из бурого меха, серое платье и сумочка на ручках-цепочках – для прогулки в уик-энд. Светлый жакет с черным кантом, уже знакомое по предыдущим сценам узкое черное платье – для библиотеки. Розовый вечерний туалет, серебристый клатч и диадема – для вечеринки. Светло-серый укороченный джемпер, черные брюки все той же длины – 7/8, туфли без каблука – для дома и прогулок по Нью-Йорку.

И в качестве константы – макияж: естественный тон, бледная помада, длинные ресницы и линия подводки, делающие взгляд бархатным и немного детским.

Прибавим к этому «сюжету» антураж магазина Tiffany&Co, кудри других дам, километры шелка и жемчужных нитей, сердитого соседа-японца, который вполне fashionable, и получится узнаваемый эскиз фильма, который даже чем-то похож на свой литературный источник – историю о девушке, которая поверила картинкам в глянцевых журналах и рассказам о красивой жизни. Только ключевая фраза книги в фильме почему-то не звучит: «Я хочу быть собой, когда в одно прекрасное утро проснусь и пойду завтракать к Тиффани». 

Оставить отзыв