Новый аристократизм или гимн анорексии?
17.01.201017:30

16 января 1974 года родилась Кейт Мосс, топ-модель, человек-феномен и просто неоднозначный идеал красоты 90-х годов. Именно ей удалось оттеснить с подиума женственных супермоделей 80-х, создать культ имени себя, а также породить массовую истерию и споры по поводу относительности любых существующих канонов красоты.

Позволю себе лирическое отступление от первого лица. Как следует покопавшись в своих детских воспоминаниях, я пришла к выводу, что меня тоже не обошел стороной феномен Кейт Мосс, причем случилось это в каком-то еще дошкольном детстве. Как и у многих в то время, у меня была энциклопедия для девочек – тогда они издавались сотнями, их дарили направо, налево и мне, по инерции. В ней автор-составитель щедро делилась рецептами красоты «от Шиффер и Кроуфорд». Рецепта красоты «от Кейт» там не было, зато автор опуса нашла возможным охарактеризовать ее следующим образом: «очень маленького роста и с кривыми ногами». В общем, конфуз, недоумение, а потом заинтересованность из разряда «узнайте больше». К тому же, благодаря этому Кейт Мосс запомнилась мне лучше, чем все евангелисты и кэмпбелл вместе взятые.

Один американский социолог назвал образ Кейт Мосс воплощением «нового аристократизма»: хороший интеллектуал – голодный интеллектуал, худой и изможденный. Еще одна немаловажная черта, говорящая о поражении женственности 80-х и торжестве нового типа внешности – андрогинная внешность. Ею красотки нового типа в большинстве своем были обязаны худобе, плавно переходящей в анорексию. Наиболее полно триумф воли и духа выразился в коллекции Келвина Кляйна 1992 года, лицом которой стала Кейт Мосс. Это и стало поворотным (или роковым, для кого как) моментом в истории моды.

В результате стиль унисекс с его минимализмом стал очень актуален и даже какое-то время воспринимался как вызов обществу потребления. Сейчас, конечно, все это кажется несколько забавным: 90-е прошли, повальная мода на анорексичный аристократизм постепенно сходит на нет, а общество потребления живее всех живых. Образ Кейт Мосс тоже подвергался трансформации. В 2000-х она было ударилась в героиновый шик в прямом смысле слова, что, как ни крути, очень неэкономично, а нынче создает свои дизайнерские коллекции для Topshop и снимается для люксовых брендов. Другие же адепты модной индустрии пишут книги о Кейт Мосс – икона стиля, как-никак. В общем, идиллия на фоне пасторального пейзажа самого фешенебельного района Лондона.

…А журналистам современных фэшн-изданий до сих пор не дает покоя следующее: как человек, не дотягивающий до эталонных 175 см в длину, смог состояться в жизни и добиться успеха? Так или иначе, есть модельный бизнес до Кейт Мосс и после – достаточно посмотреть на любую современную топ-модель, чтобы понять: «Без Кейт тут явно не обошлось». Ну а нам лишь остается делать выводы: с одной стороны хорошо, что т. н. худосочные девушки получили право на признание своей красоты, а с другой поневоле задумаешься – почему борьба за идеалы каждый раз выглядит как война мышей и лягушек? 

Оставить отзыв