Модный сюрреализм Эльзы Скиапарелли
01.09.201004:08

10 сентября 1890 года родилась Эльза Скиапарелли, итальянский модельер, главная соперница Габриэль Шанель и основоположница модного сюрреализма.

Свое первое платье она создала для себя – просто обмотала несколько метров темно-синей ткани вокруг тела, затем появилась знаковая для нее вещь – черный свитер с вывязанным белым бантом, а после этого один за одним начали появляться ее странные шедевры: жакет с огромной аппликацией в виде мухи, раздельный купальник телесного цвета, платье-скелет, нередко цитируемое современными модельерами, и «омаровое» платье, приправленное петрушкой, юбка-шорты, перчатки с ярко-красными ногтями, солнечные очки с приклеенными ресницами, платья и жакеты с парадоксальными решениями в плане цвета и кроя.

На все это ее вдохновляли друзья-художники. Именно дадаисты, а затем и сюрреалисты сыграли решающую роль в жизни и творчестве Эльзы. В модный бизнес ей помогла войти жена художника Франсиса Пикабиа – Габриэль, на протяжении всего периода творчества она использовала мотивы картин дадаистов, дружила с такими видными представителями сюрреализма, как Ман Рэй, Андре Бретон, Жан Кокто и Сальвадор Дали. Последний помогал ей создавать причудливые шляпки-ботинки и шляпки-телефоны и был, пожалуй, наиболее близок Эльзе Скиапарелли по духу – модный сюрреализм итальянки, как и экстравагантные арт-выходки Дали, имел значительный коммерческий успех, в отличие от менее удачливых в этом смысле других участников сюрреалистического движения.

Было и другое кардинальное различие: если впоследствии сюрреалистическая элита массово подалась в ряды марксистов, Скиапарелли не была замечена в политике, да и ненависти к реальности в ее творчестве не ощущается, равно как и противостояния ненавистной сюрреалистам триаде «отец, отечество, хозяин». Напротив, ее вещи были практичны, а во времена Второй мировой она эпатировала захватчиков одеждой расцветки французского флага и пуговицами в виде символа американского доллара. Впрочем, и «принуждать воображение к рабству», как написал Бретон в манифесте сюрреализма 1924 года, она тоже не считала нужным. В общем, была где-то по середине между сном и прагматической явью. Пожалуй, единственной «приметой» Революции в одежде от Скиапарелли был изобретенный ею цвет «shocking pink» (шокирующий розовый, он же фуксия), который и по сей день наводит на нас иррациональный страх и ужас, когда мы видим платье этого цвета на магазинной вешалке – в голове мигом возникает зыбкий сюрреалистический кошмар от полного непонимания, куда и как носить одежду этого цвета и, самое главное, кому же она все-таки подойдет. 

Оставить отзыв