Harper's Bazaar: от викторианства – к Бродовичу
31.10.201014:37

В ноябре 1867 года вышел первый номер журнала Harper's Bazaar, одного из самых влиятельных ежемесячных модных журналов в современном мире. В отличии от блистательного и едкого Vogue, который, в сущности, был модным журналом для интеллектуалок, Harper's Bazaar был с самого начала рассчитан на аудиторию, которая нацелена на потребление: «журнал для тех, кто первый в том, чтобы покупать лучшее, от повседневной одежды до кутюр».

Забавно, но уже тогда модные журналы были четко сегментированы, хотя, в отличие от сегодняшних глянцевых журналов-каталогов, такого явления, как «мода для бедных» тогда не было. Впрочем, Vogue журналу Harper's Bazaar в любом случае не соперник: за изданием, который три года назад праздновал свой без десяти лет полуторавековой юбилей, закреплено звание «самого первого модного журнала», и спорить с этим невозможно.

К своему 140-летию Harper's Bazaar подготовил и опубликовал на своем сайте архив страниц из номеров журнала разных периодов. По ним хорошо прослеживается, как менялось его содержание: от изящных, похожие на бабочек зонтиков для прогулок, гигантских вееров, сложных причесок «Викторианского периода» (1898-1912 г.), костюмов эпохи Поля Пуаре и великолепных иллюстрации в стиле ар-нуво, через стильную чопорность годов правления Дианы Вриланд и к легендарному арт-директору журнала Алексею Бродовичу, сделавшему журнал практически шедевром современного искусства того времени (1934-1958 г.).

Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды», во время своего октябрьского визита в Челябинск охарактеризовала Harper's Bazaar так: «Я считаю, что это одно из ведущих глянцевых изданий по актуальной моде, и в его недрах выросли очень многие модные фотографы, которые создавали безусловные шедевры и публиковали их на страницах журнала. Свою карьеру в журнале сделал Алексей Бродович, выходец из России. Он большую роль сыграл в истории дизайна и модной фотографии. Он вел курсы, и его многие находки появлялись на страницах именно этого журнала».

От тандема Алексей Бродович—Harper's Bazaar выиграл не только художник. С точки зрения дизайна, расцвет журнала пришелся на то время, когда арт-директором издания был Бродович – в 1934-1958 г. журнал напоминал скорее арт-галерею или площадку для современного искусства. Бродович без сожаления расстался со старейшим иллюстратором журнала, делавшем рисунки в стиле ар-нуво, и пригласил команду сюрреалистов создавать картины и коллажи.

После Бродовича в истории журнала был период Ричарда Аведона, фотографа, которого признавали гениальным, а потом эпоха блистательного дизайна закончилась – Harper's Bazaar поддался общей тенденции и выровнялся, став в меру приятным и демократичным. Но уж если сама Мода идет по пути все большей «утилитаризации», грех обвинять в этом тех, кто о ней пишет. А это значит, что с красивыми рисованными дизайнерскими обложками и иллюстрациями придется попрощаться. Правда, не буду отрицать возможность того, что наши потомки будут с таким же замиранием сердца листать шелестящие глянцевые странички или крутить колесико высокотехнологичной мыши. 

Оставить отзыв